Обжалуй правильно или разорись

Налоги – максимально нелюбимое бизнесом обременение. В нашей стране всегда были и до сих пор существуют огромные проблемы во взаимоотношениях бизнеса с налоговыми государственными органами. Различные бизнес ассоциации активно ведут борьбу с государством, чтобы создать действительно работающий механизм защиты от злоупотребления налоговыми органами властью. Пока же, бизнесу приходится руководствоваться действующим механизмом, действующими нормами законодательства Кыргызской Республики.

Речь пойдет о порядке обжалования решений органов налоговой службы, предусмотренном в главе 20 Налогового кодекса Кыргызской Республики, поскольку многие делают массу процессуальных ошибок, которые стоят затем налогоплательщику больших сумм и все из-за того, что все это, на первый взгляд, кажется достаточно простым.

Решение органа налоговой службы обжалуется в уполномоченном налоговом органе, сейчас это Государственная налоговая служба при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики. Жалоба должна быть подана в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем вручения Вам решения органа налоговой службы.

В течение срока на обжалование, налоговая служба не исполняет свое решение, а обжалование решения приостанавливает его действие.

Если Вы не обжалуете решение в течение 30 календарных дней или подаете жалобу после указанного срока, то данная жалоба не подлежит рассмотрению, а уполномоченный налоговый орган ответит Вам письмом, что не рассматривает Вашу жалобу. Решение органа налоговой службы вступает в полную законную силу, и задолженность становится признанной налогоплательщиком, что дает налоговой службе право бесспорного взыскания. Это означает, что все инструменты по обжалованию данной задолженности Вами были исчерпаны, и дальнейшие споры могут лишь затянуть процесс взыскания и не более.

Жалоба должна соответствовать по форме и содержанию, установленным Налоговым кодексом Кыргызской Республики, в противном случае уполномоченный налоговый орган возвращает ее с указанием причин. Возврат не препятствует повторному обращению с жалобой в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения возвращенной жалобы, в случае исправления ошибок допущенных в первоначальной жалобе.

На заметку: если Вашу жалобу уполномоченный налоговый орган оставил без рассмотрения или возвратил ее, такой ответ не является решением уполномоченного налогового органа, он является простым письмом, что по своей сути относится к действию уполномоченного налогового органа, которое также может быть обжаловано в судебном порядке. Соответственно, если подать иск на решение по проверке и на ответ об оставлении без рассмотрения или о возврате, то суд не примет иск или прекратит производство в ходе судебного заседания на основании того, что не пройден досудебный порядок, так как уполномоченный налоговый орган решение так и не принял.

Необходимо также отметить, что в случае наличия возбужденного уголовного дела по факту занижения налогового обязательства, жалоба не подлежит рассмотрению в налоговых органах. Это означает, что налогоплательщик вправе миновать досудебный порядок урегулирования спора и напрямую обратиться в суд с оспариванием решения органа налоговой службы. Но опять же таки, на практике суд, не вдаваясь в такие подробности, может просто отказать в принятии иска с мотивировкой, что решение органа налоговой службы не подлежит отдельному обжалованию от решения уполномоченного налогового органа, что необходим досудебный порядок. Поэтому мы всегда рекомендуем все равно подать жалобу в уполномоченный налоговый орган, чтобы он ответил, что в связи с наличием уголовного дела жалоба не подлежит рассмотрению. Таким образом, при подаче иска можно приложить данный ответ, и дать суду понять, что Вы не пропускали досудебный порядок и приняли все возможные меры.

Жалобу уполномоченный налоговый орган в общем порядке рассматривает в течение 30 календарных дней, но могут быть случаи продления, прерывания срока, с учетом которых общий срок рассмотрения не должен превышать 90 календарных дней. Если уполномоченный налоговый орган в данные сроки не вынес решение по жалобе, то жалоба считается удовлетворенной. По результатам рассмотрения, уполномоченный налоговый орган обязан вынести решение, которое должно содержать обязательные реквизиты, установленные Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Решение уполномоченного налогового органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вручения его Вам. Именно решение уполномоченного налогового органа, то есть решение органа налоговой службы по проверке отдельному обжалованию не подлежит, так как обязателен в данном случае досудебный порядок урегулирования спора, в противном случае суд попросту откажет в принятии иска.

Поскольку данные правоотношения относятся к административным правоотношениям, порядок судебного производства по таким делам установлен Административно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики.

Таким образом, процесс обжалования решений органов налоговой службы является весьма сжатым по срокам, сложным с точки зрения соблюдения всех процессуальных нюансов. На самом деле не каждый юрист знает все тонкости этих правоотношений, и если не было опыта работы с такими делами, то не каждый юрист сможет сразу в них разобраться.

Весьма важными аспектами в данных правоотношениях является оперативное реагирование и тщательная подготовка с соблюдением всех процессуальных требований, установленных в Налоговом кодексе Кыргызской Республики, поскольку всего одна ошибка в данном процессе может привести Вас к банкротству, несмотря на то, что в действительности решение органа налоговой службы может быть незаконным.