Начисление налоговых санкций по результатам налоговых проверок: особенности расчетов и актуальные проблемы
Поделиться постом

Данная статья расписана с расчетом на то, что читающий человек имеет представление о налоговых проверках, какие результаты могут быть. Поэтому базовые понятия налоговых правоотношений здесь раскрываться не будут.
По результатам налоговой проверки может быть принято решение о доначислении сумм какого-либо вида налога, пени за несвоевременную уплату данного налога, а также налоговой санкции, как вид ответственности за налоговое правонарушение.
В классическом понимании, без специальных знаний в области налогового законодательства, налоговая санкции понимается многими, как штраф или штрафная санкция за правонарушение. К штрафам многие относятся, как к чему-то не очень значительному. Но картина таких доначислений при проверке деятельности, к примеру, за 2023 год, в виде расчета может выглядеть следующим образом:
1) Налог на прибыль:
- Сумма доначисления – 100 000 сом;
- Пеня – 100 000 сом;
- Налоговая санкция – 50 000 сом.
2) НДС:
- Сумма доначисления – 300 000 сом;
- Пеня – 300 000 сом;
- Налоговая санкция – 30 000 000 сом.
По налогу на прибыль, на первый взгляд, еще картина более-менее понятная, но в части НДС возникает логичный вопрос: почему налоговая санкция в 100 раз больше самого налога?
Первая мысль возникает, что здесь неверный расчет, который сделал проверяющий инспектор, что нужно готовиться к обжалованию, а также возникает возмущение тем фактом, что наказание в виде налоговой санкции чрезмерное по сравнению с самим нарушением в виде задолженности по основной сумме налога.
Давайте разберемся детальнее с данной ситуацией.
Согласно статье 155 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее – НК КР), нарушением налогового законодательства Кыргызской Республики или налоговым правонарушением является виновно-совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) участника налоговых правоотношений.
В соответствии со статьей 160 НК КР, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция устанавливается и применяется в виде денежных взысканий в размере, предусмотренном НК КР. При совершении одним субъектом двух или более налоговых правонарушений налоговые санкции, предусмотренные НК КР, взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Статья 163 НК КР устанавливает размеры ответственности за случаи занижения суммы налога, непредставление налоговой отчетности и неправомерный зачет НДС. Со всем в принципе все понятно, но вот в части занижения суммы налога возникают вопросы, и именно этот случай нас интересует в настоящей статье.
Если по результатам выездной проверки органом налоговой службы устанавливается, что сумма налога, указанная в налоговой отчетности, занижена по сравнению с суммой налога, которая должна была быть указана в налоговой отчетности:
1) при занижении суммы налога в размере до 10 % к сумме налога, которая должна была быть указана в налоговой отчетности соответствующего налогового периода, - к налогоплательщику налоговая санкция не применяется;
2) при занижении суммы налога в размере от 10 % до 50 % к сумме налога, которая должна была быть указана в налоговой отчетности соответствующего налогового периода, - к налогоплательщику применяется налоговая санкция в размере 50 % от суммы занижения налога;
3) при занижении суммы налога в размере свыше 50 % к сумме налога, которая должна была быть указана в налоговой отчетности соответствующего налогового периода, - к налогоплательщику применяется налоговая санкция в размере 100 % от суммы занижения налога.
Теперь же вернемся к нашему примеру с доначислением налоговых обязательств.
Для проверки правильности расчета налоговой санкции важно разобрать данную норму на необходимые нам показатели, а именно:
- вид налога;
- налоговый период;
- налоговая отчетность за этот период;
- сумма налога, которая указана в отчете;
- сумма налога, которая должна быть отражена в отчете;
- процент занижения;
- размер санкции.
Начнем с налога на прибыль. Налоговый период 1 календарный год, а в нашем примере – это 2023 год. Налоговая отчетность предоставляется ежеквартально по предварительному расчету, но в нашем случае проверяющий инспектор смотрит на Единую налоговую декларацию, где отражен финальный годовой отчет по налогу на прибыль. Сумма налога указана 669 231 сом, а должна быть, по мнению проверяющего инспектора – 769 231 сом. Сумма занижения составляет 100 000 сом, а процент занижения составляет 13%.
Таким образом, согласно пункту 2 части 1 статьи 163 НК КР, сумма налоговой санкции составляет 50% от 100 000 сом, то есть 50 000 сом.
Здесь все достаточно просто и понятно, а все потому, что налоговый период по налогу на прибыль является календарный год. Сложнее с НДС, у которого налоговый период 1 календарный месяц, а проверка проводится за год.
Возвращаясь к нашему примеру, налоговый период НДС – 1 календарный месяц. Проверяющий инспектор выявляет, что сумму НДС должны были включить в отчет за июль 2023 года, но фактически включили в август 2023 года и оплатили. Также в сентябре 2023 года не включили сумму НДС в размере 300 000 сом. Так получилось, что по основной сумме налога расчет произведен, за исключением 300 000 сом сентября 2023 года.
В части налоговой санкции получается, что в отчетности по НДС за июль фактически отражена сумма НДС в размере 200 000 сом, но должна была быть 30 200 000 сом. Сумма занижения 30 000 000 сом, а процент занижения – 99%.
Таким образом, согласно пункту 3 части 1 статьи 163 НК КР, налоговая санкция составляет 100% от суммы занижения налога, то есть 30 000 000 сом.
В сентябре 2023 НДС отражен 5 400 000 сом, а должен был быть 6 000 000 сом. Сумма занижения 300 000 сом, а процент занижения 5%. Таким образом, налоговая санкция не применяется.
Таким образом, ошибок у проверяющего инспектора нет, расчеты произведены в рамках налогового законодательства Кыргызской Республики.
Лично я считаю, что данные нормы НК КР были приняты специально, как лазейка для начисления больших сумм налоговых обязательств. При принятии таких норм общественность и представители бизнес-сообществ не могли в достаточной мере проанализировать последствия. Очевидно, что данная ситуация и пример показывают несоразмерность ответственности за налоговое правонарушения. Ведь сумма НДС оплачена в августе 2023 года, но в нарушение закона отражена не в июльском отчете. Бюджет страны не получил ущерба, а к налогоплательщику применяются санкции огромных размеров.
На самом деле, этот пример взят из жизни нашего клиента, сильно упрощен, но ситуация с налоговой санкцией такая. НДС у импортеров всегда в больших размерах. Его оплачивают в бюджет страны, и это хорошо и правильно. Но соразмерность нарушений нужно учитывать. В противном случае получается, что органы налоговой службы получают дополнительно огромную сумму в виде налоговой санкции, банкротят бизнес налогоплательщика, а потом теряют будущие налоговые отчисления этого налогоплательщика.
Надеюсь, что государство в будущем пересмотрит свою политику в отношении данного вопроса, а предприниматели будут более осторожны и внимательны, чтобы не получать таких доначислений.