Изменения в порядке обжалования решений налоговой службы
С 1 января 2022 года вступил в законную силу новый Налоговый кодекс Кыргызской Республики. Налоговое законодательство претерпело множество изменений, начиная элементарно с налоговых режимов. Все эти изменения бухгалтерия в шутку называет «революцией», и отчасти они правы.
Но в настоящей статье мы хотели бы актуализировать вопрос порядка обжалования решений и действий налоговой службы и их должностных лиц, поэтому рассмотрим все существенные изменения в нем, которые установлены новым налоговым законодательством Кыргызской Республики.
1) В соответствии с частью 1 статьи 167 Налогового кодекса, жалоба налогоплательщика на решение органов налоговой службы подается в уполномоченный налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику данного решения. Данное положение осталось неизменным, но законодатель закрепил возможность обжалования решения о назначении и/или продлении, и/или приостановлении, и/или возобновлении выездной проверки.
Ранее на практике происходили случаи, когда налогоплательщик не был согласен с назначением внеплановой выездной проверки, потому что не было на то законных оснований, и, обжалуя решение о ее назначении, налоговая служба утверждала, что данное решение обжалованию не подлежит, так как не несет юридически значимых последствий. В большинстве своем такие споры судом решались в пользу доводов налоговой службы.
Однако, теперь согласно части 2 статьи 167 Налогового кодекса, жалоба на решение о назначении и/или продлении, и/или приостановлении, и/или возобновлении выездной проверки подается в течение 5 рабочих дней с момента вручения.
Также установлены сроки для повторной такой жалобы, в случае ее возврата. В соответствии с частью 5 статьи 167 Налогового кодекса, налогоплательщик, после устранения причин, явившихся поводом для возврата его жалобы, имеет право повторно направить жалобу в уполномоченный налоговый орган, в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в течение 2 рабочих дней, следующих за днем получения возвращенной жалобы.
2) Новым Налоговым кодексом налогоплательщикам предоставлена возможность обжалования решений уполномоченного налогового органа по поданной жалобе не только через суды общей юрисдикции, но и через третейский суд. Этой возможности бизнес-сообщество добивалось очень много лет, ввиду утраты доверия к государственным судам, и, наконец, свершилось.
Согласно частям 7 и 8 статьи 169 Налогового кодекса, налогоплательщик, не согласный с решением уполномоченного налогового органа по поданной жалобе, вправе обжаловать это решение в порядке административного судопроизводства Кыргызской Республики или в третейском суде в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. При обжаловании решения уполномоченного налогового органа в третейском суде арбитры, рассматривающие жалобу, назначаются председателем третейского суда в количестве трех арбитров.
Но необходимо отметить, что данные нормы по вопросам третейского суда вступают в силу лишь с 1 января 2023 года, согласно статье 23 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики».
3) Законодатель закрыл важный пробел, который вызывал у многих вопросы. Согласно старой редакции Налогового кодекса, исполнение обжалуемого решения приостанавливалось до вынесения решения уполномоченного налогового органа, которое вступало в силу со дня вручения налогоплательщику. Затем опять приостанавливалось со дня подачи иска в суд, если такой был.
Согласно части 2 статьи 171 новой редакции Налогового кодекса, исполнение решения приостанавливается со дня подачи жалобы в уполномоченный налоговый орган до истечения срока, установленного процессуальным законодательством для обжалования решения уполномоченного налогового органа в судебном порядке, а в случае обжалования решения в судебном порядке - до вступления в силу решения суда.
4) Если ранее действия или бездействия налоговых органов, их должностных лиц обжаловались в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а это Закон Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах», то теперь согласно статье 172 Налогового кодекса, действия и/или бездействие органов налоговой службы и/или их должностных лиц обжалуются в порядке, предусмотренном главой 20 Налогового кодекса.
То есть, законодатель привел порядок обжалования к единой практике. Хорошо это или плохо, станет видно в каждой определенной ситуации, но это однозначно правильно, потому что реализация положений Закона Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах» у налоговой службы могла вызвать затруднения, ввиду разного порядка обжалования.
При этом, поскольку налоговой службе добавили определенные полномочия правоохранительных органов, согласно статье 173 Налогового кодекса, обжалование решений, а также действий (бездействия) принимаемых (осуществляемых) в рамках уголовно-процессуального законодательства, осуществляется в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики.
5) Еще достаточно важное изменение в налоговом законодательстве, а точнее, дополнение.
Уполномоченный государственный орган – это орган, который определяет фискальную политику. Налоговая служба ее исполняет. Уполномоченный государственный орган дает разъяснения по вопросам применения норм налогового законодательства, но прежде такое разъяснение носило лишь рекомендательный характер, поскольку не имело обязательной силы. Когда оспаривание решений налоговой службы доходило до судебных инстанций, такие разъяснения, предоставляемые суду, просто принимались во внимание, но как таковой силы не имели.
Но согласно части 2 статьи 20 нового Налогового кодекса, разъяснения уполномоченного государственного органа по применению налогового законодательства обязательны для исполнения органами налоговой службы и могут быть приняты правоохранительными и судебными органами в качестве доказательства при рассмотрении налоговых споров и проведении процессуальных действий.
Таким образом, на наш взгляд, изменения в порядке обжалования решений налоговой службы закрывают множество пробелов, что дает правовую определенность. Кроме того, имеются положительные для налогоплательщиков моменты, но, как говорится, поживем – увидим, и все покажет практика.